Атмосферная живопись

Мцхета
глазами художника

Автор: Юлия Виноградова
апрель 2025 г.
И вот я отправилась туда, где теплее и солнечнее, чем на Урале в конце марта 2025 года.
Я всей Душой люблю природу и архитектуру нашего края. Но перед тем как будет полноценная возможность писать в родных краях, решила отправиться в путешествие в горы. Если быть конкретнее, то сейчас в Грузии.
Почему поехала снова именно сюда? Вообще, это история для полноценного рассказа, но я постараюсь быть для вас максимально интересной и увлекательной!

Одинокий путешественник

И вот я снова брожу по старым улочкам, где мой любопытный взгляд и пытливый ум то и дело стремятся ухватить вниманием что-нибудь живописное. И очень часто случается, что я могу бродить в поисках интересного ракурса, композиции, сочетания цветов по нескольку часов к ряду. Сегодня приехала из Тбилиси в Мцхету. Не стану писать вам про этот древний город и его значимую историю для грузинского народа. Думаю, эту информацию вы найдете сами в сети.
Хочу поделиться с вами одной из историей моего путешествия в Грузию весной 2025 года.
Прочитав ее, вы поймете мой подход к посещению знаковых мест, достопримечательностей, интересных природных объектов. Да, и в поездке в определенную страну нам всем хочется посетить как можно больше мест, максимально узнать о культуре, быте и ее истории. А особенно в такой контрастной стране, как Грузия. Вообще, тема грузинских контрастов для отдельной истории. И я обязательно ее напишу для вас. А сейчас об одной из поездок в город Мцхета.

Монастырь Джвари
В поисках насыщенной атмосферы
Я знаю, что внутри и рядом много "важных" достопримечательностей: храмы, монастыри, крепости. Но, как правило, а это мое правило, не следую инструкциям посмотреть все достояния истории. У меня довольно специфические намерения и наклонности(к акварельному планшету в том числе).
Просто приезжаю, заселяюсь туда, где комфортно, и иду смотреть все вокруг и внутри, и около.
И порой забредаю туда, где ни один турист не додумается залезть.
Представьте: красивая женщина спортивного телосложения, за плечами рюкзак с причиндалами (для творчества заметьте), в руке тренога, планшет, в другой зеркалка, в зубах айфон. Иду, смотрю, любуюсь, ищу интересное, необычное, трогающее, чтобы — вау!
Заселилась в номер, покушала плотно, собрала инструменты и пошла исследовать местность.
Уже после нескольких шагов понимаю, что ожидала другого: более древнего, самобытного. Нет, оно так и есть в какой-то степени, но вот это многообразие сувенирных лавок, заточенных под туристов, обилие кафешек, гостиниц, переоформленных под современный лад, честно, сбивает с толку. И думаешь, а ты действительно приехала в древний город Мцхету?!
В таких случаях я, как и прежде и всегда, полагаюсь на "главного". Прошу помочь, подсказать, куда лучше пойти, чтоб написать вживую место. И подсказки приходят.


Пещерная часовня
И вот я двинулась в какую-то точку на карте с обозначением "Пещерная часовня Вифлеемской иконы Божьей Матери". Идти показывало 35 минут. Пошла. Правда на пол пути меня подбросила на машине местная грузинская семья. Впервые об этом месте слышали и уж точно не видели. Забралась. Это и вправду пещера! А внутри стоят на каменном возвышении, подобие алтаря, иконы разные. Место восхитительное! А вид какой Божественный на Мцхету открывается...Первая фраза в голове: "Спасибо, что ты меня сюда привел!" Внутри видимо, кто- то из священнослужителей бывает, потому что постелены ковры, лежат свечи, спички.

Рука не поднимается
Приступила писать вид из пещеры.
Честно признаться, мне было сложно начать писать вживую после долгого перерыва. Внутри страх, неуверенность, сомнения. Первый день в Тбилиси просто ходила смотрела и рука так и не поднялась. А на второй день сразу 2 вида написала. Как говорится, пошла рука в пляс! Нет, понимаете, это действительно сложно заново начать после зимы. Как будто ты ходил ногами, ходил активно, потом тебя парализовало, ты долго не имел возможности встать и начать двигаться. А тут пришло время, свершилось и ты снова в деле вроде, но ноги не хотят заново с той же силой и смелостью рулить тобой. Так и у меня. Рука отвыкает работать вживую, мозг поначалу сопротивляется, корячиться и говорит: "Да ладно тебе! Иди домой уже в номер, там бук откроешь и все классно по фото напишешь! В тепле, в уюте, в комфорте". И такое бывает. Но потом ты понимаешь смысл всего этого и больше не хочешь писать по фотореференсу.


Смотреть и не видеть
Все потому, что мы не видим через фото так, как видим вживую... Мы не вбираем в себя атмосферу: людей вокруг, ветер, запах, звуки... Эти сложные неудобства, дискомфорт. Это когда ты сидишь на свернутом пакете, рядом лежит палитра, валяются кисти, вода падает иногда от порыва ветра, планшет качается, но ты сидишь смиренно и пишешь, пишешь, пишешь. Или стоишь, но все равно пишешь. А вокруг все куда-то то несутся: люди, машины. А ты среди них. Они на тебя обращают внимание, подходят, смотрят, спрашивают: "Откуда вы, сколько стоит, а меня можете написать?"
Это из самых распространённых. А тебе до них дела нет! Нет, они все как бы часть всего окружения, процесса, но не поймут, что такое смотреть и видеть. Пока сами не попробуют.
Хочу сразу вам дать понимание, что я не путешествую с гидами, не беру экскурсий. Я получаю удовольствие от нахождения в месте, изображая его красками.
Возможно, вам мой способ познать мир будет не совсем удобен, но уверена, что многое из того, что для вас пишу будет полезным и нужным в путешествиях.
Об этом я также писала в статье про посещение Монастыря Некреси.


«Когда мы смотрим долго… мы делаем открытия».
Питер Клотье, музейный критик
А это утренний пленэр на террасе в гостинице, где я останавливалась. Отсюда как раз открывается потрясающий вид. И передо мной, как на ладони, была та самая гора с пещерной часовней. Но открыла я ее позже. Бывает и я смотрю и не вижу.
Остановись и нарисуй
Для меня нет лучшего способа узнать и понять место, чем остановиться и написать его. Когда пишу место, я не просто смотрю на него, а чувствую его атмосферу. Люди, движения, звуки… Когда пол часа стоишь на месте и смотришь на картину вокруг, то видишь больше.
Собственно рисование с натуры это и есть способ видения. Сейчас мы все живем в быстром темпе, в тревоге. Огромный поток информации, которую приходиться фильтровать: лишнюю отсеивать, а полезную пускать внутрь. Мы часто смотрим, но не видим то, что нужно. А живопись с натуры помогает вернуться в настоящий момент и сосредоточиться на том, что прямо перед нами. Это полезное занятие, доступное каждому. Когда пишу вживую, то вынуждена смотреть на место очень внимательно.
Я чувствую момент и обстановку, я нахожусь в моменте. И живопись с натуры не только развивает наблюдательность, но и делает меня счастливым человеком.
Если вы посмотрите на художника, увлеченно пишущего с натуры на улице, то увидите в его глазах счастье!

С любовью и уважением, Юлия Виноградова

P.S. Все картины, написанные за два дня моего пребывания в Мцхете, вы можете рассмотреть в моей онлайн-галерее по ссылке:
Пропитанные духом Мцхеты
СДЕЛАН,
ЧТОБЫ
СМОТРЕЛИ
ВИДЕЛИ
ЧТОБЫ
НАПИСАНЫ,
СДЕЛАН,
СМОТРЕЛИ.
НАПИСАНЫ,
ЧТОБЫ
ЧТОБЫ
ВИДЕЛИ.
Авторский метод изменит ваши представления о живописи и
оживит интерьер
Фото: Юлия Виноградова

Все текстовые, фото и видео материалы принадлежат их владельцам и предназначены только для демонстрационных целей. Пожалуйста, не используйте их в коммерческих проектах.